Оптимизация веб-сайта для поисковых систем подразумевает комплекс работ, направленных на повышение позиций веб-сайта в поисковой выдаче и привлечение качественного трафика. Принято подразделять эти работы на внутренние и внешние.

Внутренняя SEO оптимизация нацелена на улучшение восприятия веб-сайта посетителями и поисковыми системами: устранение технических ошибок, работу с навигацией, юзабилити (удобством использования) и контентом (текстами, изображениями, фото/видео). Внешняя поисковая оптимизация направлена на получение качественных входящих ссылок и улучшения видимости сайта в сети.

Оба вида работ важны. Если провести только внешние работы — и привлечь пользователей на сайт без внутренней оптимизации, то переходы на сайт будут, а обращений, скорее всего, не будет или будет крайне мало. Запутанная навигация, медленная скорость работы или скучные SEO-тексты отпугнут посетителей, и они быстро покинут ресурс. Если заниматься только внутренней оптимизацией, то прирост трафика и выход в ТОП поисковых систем будут крайне медленными. У вас будет просто отличный ресурс, который никто не посещает.

В этой статье мы рассмотрим 10 основных требований, соблюдая которые, вы сможете обеспечить базовую внутреннюю оптимизацию и начальное продвижение вашего веб-сайта.

1. Привлекательные тексты, написанные по формуле AIDA+

Данная техника предлагает следующую схему рекламных текстов:

  • Attention. Задача заголовка и вводного абзаца – привлечь внимание потенциального клиента и побудить его читать дальше.
  • Interest. Второй/третий абзацы должны вызвать потенциальный интерес. Для этого используют ярко описанные преимущества товара или услуги, скидки, акции и всевозможные выгодные предложения, бонусы, подарки.
  • Desire. Желание купить или заказать товар или услугу вытекает из предыдущего пункта, и часто стимулируется ограничением специального предложения по времени действия: «Только до 30-го июня!»
  • Аction. Завершающий  этап, призыв к покупке товара или услуги. Дорогие и сложные товары и услуги, конечно же, не продаются через сайт. В этом случае наша задача — «продать» какой-то небольшой шаг: заказать пробный образец, оставить заявку, позвонить, — и так далее.
  • «+»  — модификации данной модели. Пример —  удовлетворение произведенной покупкой. Этот факт позволяет рассматривать  данного клиента как постоянного покупателя.

2. Визуальное форматирование текста

В общем случае нужно придерживаться следующих правил:

  1. Для удобочитаемости можно использовать шрифт Roboto, Verdana или Tahoma размером 14-16 пикселей.
  2. Контент  не должен быть равномерным, поэтому приветствуется использование абзацев объемом в  3 – 5 предложений, таблиц, нумерованных или маркированных списков, рисунков, схем, фотографий и видео, демонстрирующих продукт/услугу.
  3. Текст должен быть логично и грамотно построен.
  4. Важные слова фразы, на которых вы хотите акцентировать внимание пользователя, можно выделить жирным шрифтом.
  5. Применение синонимов уменьшает количество вхождений одного и того же запроса, что благоприятно влияет на восприятие текста поисковыми роботами.

3.  SEO заполнение метаданных

Метаданные – это информация дополняющая основные сведенья страницы. Состоит из следующих элементов:

  • заголовка страницы (h1), содержащий поисковый запрос (ключевое слово) в прямом вхождении, под который оптимизируется данная страница
  • заголовка (title), который отображается в окне браузера и обычно состоит из связки: h1 + название веб-сайта.
  • description – кратко отображает содержимое страницы, используется как  аннотация для выдачи по поисковому запросу. В случае отсутствия описания, поисковая система случайным образом выбирает фрагмент текста, который чаще всего не оптимизирован под поисковый запрос. Это ухудшает показатель кликабелности сайта в выдаче поисковых систем (CTR), и как следствие — рейтинг сайта в глазах поисковой системы.
  • keywords – ключевые слова. Этот тег лучше не использовать и оставить пустым.

4. Поисковый «вес» страниц

Распределение поискового «веса» по страницам сайта – метод оптимизации  сайта, который предусматривает использование внешних и внутренних  ссылок на ресурс для эффективного распределения  запросов.

Внешние ссылки на сайт размещаются в рамках работ по внешней оптимизации веб-сайта. Внутренние перекрестные ссылки назsваются «перелинковка».

5. Правила перелинковки

Внутренняя перелинковка – связывание страниц гиперссылками для продвижения страницы в поисковой выдаче и для наращивания веса страниц. Различают контекстные (располагаются в тексте страницы), сквозные (меню), навигационные ссылки (в виде плана) и полезные (после основного текста).

Существует несколько простых правил, придерживаясь которых, вы легко сможете оптимизировать свои внутренние ссылки.

  1. Не больше 50 ссылок на 1 странице. Это число не включает в себя меню. Так что если у Вас огромное меню и множество подкатегорий, не переживайте. Google и Яндекс прекрасно понимают, что эта перелинковка является необходимой для пользователя. Тут речь идет о ссылках внутри статей, на баннеры сбоку страниц, на популярные услуги или товары и т.д. Если текстовый блок небольшой, тогда количество ссылок должно быть гораздо меньше, чтобы визуально текст не отталкивал пользователя.
  2. Текст ссылки должен содержать ключевые слова. Если Вы делаете перелинковку со страницей «Контакты», значит сам текст этой ссылки должен звучать именно как «контакты». Если делаете перелинковку со страницей «Качество продукции», то и текст ссылки должен максимально доносить информацию пользователю, куда он сейчас перейдет. Хорошо, если ссылка имеет такое же название, как и сама страница, куда она ведет. Если же полное название слишком длинное, оставьте только 1-2 ключевых слова.
  3. С одной страницы должна вести только одна ссылка на другую страницу. Иными словами, следует избегать двух одинаковых ссылок с одной страницы веб-сайта на другую страницу. Ссылаемся только один раз!
  4. Не используйте циклические ссылки. Это значит, что страница не может ссылаться сама на себя. Очень частой ошибкой в перелинковке бывает, когда на любой из страниц активна иконка главной. Помните: если Вы находитесь на главной странице, эта иконка должна быть неактивной.

6. Перелинковка главной страницы

Отдельный пункт оптимизации – это перелинковка главной. Абсолютно каждая страница сайта должна ссылаться на главную. А она, в свою очередь, должна ссылаться только на самые основные категории, имеющие второй уровень вложенности. 

С какими страницами исключена перелинковка главной? Помним, что ей нельзя ссылаться на саму себя. Главная страница сайта обладает наибольшим весом, поэтому с нее стоит размещать ссылки только на самые приоритетные страницы. Это могут быть как подкатегории, так и, например, карточки товаров/услуг, если эти страницы действительно приносят Вам наибольший доход от продаж.

7.  ЧПУ

ЧПУ (человеку понятные ссылки)  — веб-адрес страницы, понятный для восприятия человека. В таком URL нет идентификаторов баз данных или аббревиатур, и по нему легко определить уровень вложенности каталога и документа.

Вreadcrumbs или «хлебные крошки» – навигационная линейка, которая представлена в виде пути от корневого каталога до целевой папки и указывающая пользователю на текущее положение в файловой системе.

8.   Юзабилити и поведенческие факторы

Гармония юзабилити и поведенческих факторов достигается в случае применения следующих правил:

  1. Навигация по сайту должна быть понятна пользователю.
  2. Дизайн страниц не должен быть перегружен.
  3.  Логика страниц сайта должна быть такой, чтобы обеспечить наивысшую релевантность посещаемой страницы поисковому запросу и потребностям пользователя.

9.  Скорость загрузки страниц сайта

Анализ работы сайтов показывает, что чем быстрее загружается ваша страница, тем больше человек ее посетят. Если ваш веб-сайт коммерчески ориентирован, быстрая загрузка страниц способствует росту прибыли.

Приведем некоторые статистические данные:

  • 50% пользователей сети готовы ждать загрузки первой страницы не более 2х секунд
  • более 70% клиентов просто покинут сайт, если он грузится более 4 секунд
  • 1 секунда лишнего снижает конверсию в обращение в среднем на 7,5%

Все это привело к тому, что скорость загрузки сайта является одним из факторов ранжирования поисковыми системами. И те сайты, которые начинают свою работу быстрее, находятся выше в поисковой выдаче, чем их более медлительные конкуренты.

Для проверки скорости загрузки страниц веб-сайта можно использовать специальный сервис от Google. Этот же сервис выдает рекомендации по оптимизации скорости загрузки.

Основные причины медленной загрузки страниц сайта:

  1. Фото или изображения больших размеров. Оптимальное фото — это изображение не более 2000 рх по ширине и объемом не более 600 кб
  2. Большое количество скриптов и стилей CSS
  3. Медленная работа сервера на стороне хостинг-провайдера

Соответственно, если среднее время загрузки страниц веб-сайта превышает 2 секунды, все эти причины нужно проверить и устранить.

10. 301-й редикт и 404-я страница

301-й редирект применяется в случае удаления или переноса страницы сайта в другой раздел или переноса всего сайта на новый веб-адрес. Правильно организованное перенаправление позволяет сохранить поисковый рейтинг сайта, так как  при этом новой странице передается вес страницы и ссылочный вес старого адреса.  

404-я страница – это ошибка, которая указывает пользователю, что он ввел неправильный адрес страницы или воспользовался «битой» ссылкой. Для устранения данной проблемы создают специальную страницу, где указывают дальнейшие действия.

10.  Карта сайта и robots.txt

Для правильной индексации веб-сайта поисковыми системами необходимо наличие в корневом каталоге сайта правильно настроенных файлов Robots.txt и Sitemap.xml.

Robots.txt – особый вид файла, указывающий поисковым роботам на файлы, которые они могут индексировать. Представляется в виде набора инструкций, состоящих из записей и полей  с помощью которых задаются  файлы, страницы или каталоги сайта, которые не должны индексироваться.

Sitemap.xml – файл, который отображает организацию данных  сайта и помогает  поисковым системам  эффективно и точно индексировать страницу. В этот файл входят метаданные о типах контента и периодичность его обновления, дата последних изменений,  важность страницы в сравнении с другими URL на сайте.