В ближайшие 5-7 лет нас ждет жестокая стагнация. Кризис вычистит многих, но эффективность оставшихся не повысит.
Дмитрий Потапенко – управляющий партнер Management Development Group Inc, в прошлом — генеральный управляющий розничных сетей «Пятерочка» и «Карусель», вице-президент по продажам и маркетингу Grundig GmbH, заместитель управляющего ГК «Логос», генеральный директор компании ООО «Центры оптовых продаж».
— Разделяете ли Вы мысль, что кризис в целом в экономке повлечет некое оздоровление бизнеса за счет повышения эффективности бизнеса?
Дмитрий: Нет, кризис не повлечет оздоровления. Вычистит многих – да. Но вычищение и повышение эффективности бизнеса – это вещи, лежащие в разных плоскостях и никак не пересекающиеся. Кризис вычистит многих, но эффективность оставшихся не повысит.
— Как Вы считаете, повлиял ли кризис на рынок консалтинговых услуг в частности, какие изменения возможно произойдут?
Дмитрий: Я не очень себе представляю, что вообще такое консалтинговый бизнес. На мой взгляд, такого бизнеса не может существовать по определению. Я всегда говорю, что консультантов надо расстреливать в 100 метрах от предприятия по трем причинам:
- они нихрена не понимают в своем бизнесе;
- за то, что они насоветуют за деньги, они никогда не ответят;
- почему у нас каждый, потерявший работу, пишет на визитке «консультант». Может он просто невостребованный придурок?
Поэтому я не понимаю, что такое «консультанты», по-моему, таких людей в принципе не должно существовать как класса
— Как Вы считаете, достигли ли мы уже дна кризиса? Почему?
Дмитрий: Нет, в ближайшие 5-7 лет у нас будет жестокая стагнация. Стагфляция. Связано это с тем, что все поведение экономических властей всех уровней – это просто ожидание отскока цен на нефть. Любое экономическое изменение приведет к тому, что будет меняться политическая система. И власти это прекрасно понимают. Нельзя менять экономику, не затрагивая политику. Потому что политики не существует в природе, политика – это перепачканная в гуано экономика. Поэтому естественно никто ничего менять не будет. Их задача – сохранить свои места, прикормленных детишек. Потому что если вдруг мы перейдем на какие-то конкурентные рельсы, то им конец.
— Какие меры Вы рекомендовали бы предпринять бизнесменам для того, чтобы прожить этот период с наименьшими потерями?
Дмитрий: Бизнесменам надо было раньше думать. Потому что после того, как был подписан указ 7.8. (Прим. — Указ от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Указ от 7 августа 2015 г. Об уничтожении санкционных продуктов), и произошло тектоническое изменение покупательских предпочтений, надо было менять стратегию компании, разрушать все до основания и строить заново. Есть ли сейчас шансы – есть, но они крайне невелики. Большинство компаний к глобальным изменениям не готовы.
— Какие направления именно Вашей деятельности в существующих реалиях Вы считаете приоритетными и почему?
Дмитрий: У нас в холдинге 4 крупных направления: производство продуктов и стройматериалов, ритейл и общепит. Больше всего радует сейчас общепит, меньше — DIY и производство стройматериалов. А в основном – все хорошо, мы идем четко по своей стратегии.
— Что является для Вас основной проблемой и головной болью в бизнесе?
Дмитрий: Государство, вернее – государственные мужи. Мы живем в прекрасной стране, в которой отвратительное государство.
— Что Вы считаете основным условием для успеха в бизнесе?
Дмитрий: Технологии и системность.
— Используете ли Вы знания, опыт и умения людей, которые не являются для Вас штатными сотрудниками (сторонние консультанты, привлеченные эксперты, проектные специалисты и т.д.)?
Дмитрий: Нет. Место консультантов – на помойке. Как говорится, о любви не надо говорить, любовью надо заниматься. Как человек, держащий свечку, может лечить владельца компании? Это какие-то непонятные костыли. Единственный вариант, когда я понимаю и принимаю концепцию «консультант» — если этот человек несет ответственность не своей зарплатой, а причиненными убытками, то есть отвечает за свои действия в полной мере. Это независимый директор, который входит в совет директоров. Консультантом можно было бы назвать Чичваркина, если бы он консультировал Евросеть.
— Хотели ли бы Вы сами научиться чему-нибудь новому в бизнесе, и если да, то чему?
Дмитрий: У меня нет такой потребности, мне бы справиться с тем, что имею.
— Что Вы считаете Вашим самым большим успехом, а что самым большим провалом и почему?
Дмитрий: Я не понимаю слова «успех» и «провал». Это какие-то эфемерные умозаключения, которые подходят для Дарьи Донцовой, а в бизнесе есть убытки и прибыль, и все. Провал это или заработок? В рамках инвестиционных проектов есть всегда время плановых убытков, например. Об успехах и провалах можно говорить только в рамках жизнеописаний, но это не про бизнес. Гордиться же табличкой в экселе или строчкой «итого» — это какая-то шизоидная история. Гордиться можно детьми, родными и близкими, а гордиться «итого» – это повод сходить к психиатру.
— Изменили бы Вы что-нибудь в Вашей деловой жизни, если бы могли вернуться на 15 лет назад?
Дмитрий: За машину времени я бы жестоко карал. Как говорили великие китайцы: «Не надо сожалеть об ошибках прошлого, надо предотвращать ошибки будущего».
— Был ли в Вашей семье пример для подражания, чем это подражание обусловлено?
Дмитрий: Я родился в 70-е, и никакого примера для подражания с точки зрения предпринимательской деятельности не могло быть.
— В каком возрасте Вы задумались о карьере руководителя, при каких условиях это произошло?
Дмитрий: Я и сейчас не задумываюсь о карьере руководителя. Я вообще об этом не думаю. Это последнее, что меня волнует в этом жизни. Я просто делаю то, что считаю нужным.
— Какой совет Вы бы дали начинающим бизнесменам?
Дмитрий: Я не очень понимаю что такое начинающий предприниматель, скажем в 60 лет это начинающий или нет?
— В любом возрасте, если человек делает первые шаги в бизнесе.
Дмитрий: Я бы предложил изучать клиента, серьезно и долго, причем где-нибудь под наймом, чтобы осознать, что ты нихрена не знаешь. Так называемых, начинающих предпринимателей, как и консультантов – надо линчевать прилюдно. И тех и других переизбыток на рынке. Работать надо, рабочих рук не хватает, а у нас кругом либо консультант, либо начинающий предприниматель.
— Если бы у Вас была возможность самостоятельно принять всего одно решение для поддержки бизнеса на уровне высшего руководства страны, какое бы это было решение?
Дмитрий: Разогнал бы 99,9% министерств и ведомств, и имплантировал те законы, что отработаны в Европейских системах.
Источник: Ассоциация «МихиКо»